Выступление председателя комитета Л.Н. Нещадим на Первом форуме социальных работников Ленинградской области 26.08.2015

 

Тема:

Социальное обслуживание в Ленинградской области:
приоритеты, задачи и пути их решени

 

Уважаемые участники и гости Форума!

Я рада приветствовать участников и гостей Первого форума социальных работников Ленинградской области.

Мне очень приятно обратиться к вам со словами приветствия. Сегодня исторический день, - мы проводим I форум социальных работников Ленинградской области.

Проведение форума – важное событие в Ленинградской области. Обеспечение открытости органов власти, социальной ответственности руководителей органов социальной защиты населения, организаций социального обслуживания, обеспечение равных возможностей для маломобильных групп населения в настоящее время стали приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти.

Совместными усилиями власть, общественность и бизнес стремятся создать на территории нашего региона все условия для комфортной, активной жизни, самореализации и всестороннего развития каждого человека.

Огромная роль в решении этих задач принадлежит социальным работникам. В сфере ответственности органов социальной защиты находятся сотни тысяч жителей нашего региона.

Своевременную социальную поддержку получает каждый третий житель области. От качества организации и предоставления социальной помощи во многом зависит благополучие наших граждан.

Во многом успешная реализация государственной политики нашей сферы определяется профессионализмом, усилиями, самоотверженным трудом специалистов органов социальной защиты населения.

Наш форум затронет многие актуальные вопросы сферы социальной защиты населения; 

Такие как:

реализация федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации»,

- развитие системы социального обслуживания, оказание помощи наименее защищенным категориям граждан, в том числе инвалидам и пожилым людям,

- и, конечно, мы будем говорить о людях, которые работают в социальной сфере, вкладывают душу в свою работу и тех, кому они оказывают помощь.

Сегодняшняя встреча долгожданна и необычна. Проходит в совершенно новом для нас формате. Сегодня в ней принимают участие специалисты, которые выбрали в качестве своей профессии служение людям. Профессии работников социальной сферы требуют от своего обладателя много знаний, умений и определенных душевных качеств.

Труд социальных работников заслуживает самого высокого уважения. На самом деле огромное спасибо вам за ваш труд, за всё, что вы делаете, и, конечно, за то, что вы приехали поучаствовать в нашем сегодняшнем мероприятии.

Считаю, что целью нашего Форума является обмен передовым опытом и знаниями в сфере социальной защиты, обмен лучшими практиками, определение приоритетов нашей деятельности. Надеюсь, что Форум будет полезен всем участникам, а его итоги будут заложены в основу концепции развития социального обслуживания Ленинградской области.

Ленинградская область – один из 11 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Регион включает в себя один городской округ и 17 муниципальных районов.

Ленинградская область сопоставима по площади с рядом европейских государств, граничит с Финляндией и Эстонией, а также с пятью субъектами Российской Федерации – Республикой Карелия, Вологодской, Новгородской, Псковской областями, городом федерального значения Санкт-Петербург.

 

Численность населения на 01 января 2015 года составила 1775,5 тысяч человек,  из них 33,5% сельское население.

Население пожилого возраста насчитывает более 480 тысяч человек, что составляет 26 % общей численности населения области.

В Ленинградской области проживает более 202 тысяч семей с детьми, из них более 9,0 тысяч воспитывают трех и более детей.

Численность детского населения составляет более 278,2 тыс.

На учете в органах социальной защиты населения состоят 155 тысяч инвалидов, из них 3,6 тысяч являются несовершеннолетними детьми.

Защита указанных категорий граждан является, в настоящее время одним из основных направлений деятельности комитета и осуществляется через предоставление мер социальной поддержки и  социального обслуживания.

С 2012 г. по 2015 г. объем бюджетных средств на социальную поддержку отдельных категорий граждан увеличился в 1,3 раза, в том числе на социальное обслуживание в 1,5 раз

(в 2012 году финансирование отрасли составило 8 587 млн. руб., из них на социальное обслуживание 1801 млн.руб.,

в 2015 году – 10 683,9 млн. руб., из них 2708,8 млн. рублей на социальное обслуживание,

план 2016 года - около 11090,6 млн. руб., из них 3197 млн. руб. на социальное обслуживание).

С 01.01.2015 года мы реализуем  Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Сохранив все права граждан на социальное обслуживание, которые были предусмотрены ранее, закон расширил возможности граждан при получении социальных услуг.

 Нововведения закона создают дополнительные условия для развития системы социального обслуживания граждан, повышения качества и эффективности социального обслуживания путем расширения рынка предоставления социальных услуг, обеспечения гражданам, нуждающимся в получении социальных услуг, права выбора поставщика социальных услуг среди организаций различных форм собственности.

Закон внес и новое представление о требованиях к системе социального обслуживания населения субъекта.

Ленинградская область подошла к реализации нового закона, имея сложившуюся и отлаженную систему социального обслуживания населения.

На 01.01.2015 года система включала в себя 51 учреждение, в том числе 16 государственных стационарных казенных учреждений и 35 муниципальных.

На базе действующих учреждений предоставлялись услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам на отделениях социального обслуживания на дому, стационарных отделениях, отделениях социальной реабилитации инвалидов, дневного пребывания, отделения срочного социального обслуживания.

Развитие практики предоставления социальных услуг в условиях нового законодательства предъявляет серьезные требования к учету особенностей нужд клиентов, что можно реализовать только в рамках более гибкой, привязанной к местным особенностям и доступной населению системы социальных служб.

Во исполнение требований нового законодательства Комитетом сформирован реестр поставщиков социальных услуг, в который включены государственные и муниципальные организации социального обслуживания, негосударственные организации социального обслуживания, социально ориентированные некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, предоставляющие социальные услуги.

Сегодня в реестр поставщиков социальных услуг Ленинградской области включены 72 организации социального обслуживания, в том числе  16  государственных стационарных учреждений,  35 муниципальных полустационарных учреждений и 21 негосударственная организация

Из 21 негосударственных организаций, включенных в реестр:

1 – индивидуальный предприниматель

9 – коммерческие и частные организации

6 – фонды

3 – религиозные организации

1 - общественная организация

1 – автономная некоммерческая организация.

При достаточно широком разнообразии поставщиков социальных услуг, объективно оценивая действующую систему, мы понимаем необходимость развития и совершенствования сферы социального обслуживания.

К сожалению, сегодня в области сеть организаций социального обслуживания не в полной мере соответствует методическим рекомендациям по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания, утвержденным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. (Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 934н)

- Уровень обеспеченности граждан (лиц в возрасте старше 18 лет) Ленинградской области местами в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания составляет 23,9 места на 10 000 жителей (79,6 %) соответствующего возраста, тогда как нормативная потребность в объектах, согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания» от 24.11.2014 г. № 934н составляет 30 мест на 10 000 человек (лиц в возрасте старше 18 лет).

Так:

- Уровень обеспеченности объектами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинградской области составляет 67,0%

- Уровень обеспеченности объектами социального обслуживания несовершеннолетних граждан Ленинградской области составляет 83,3%.

- Уровень обеспеченности объектами социального обслуживания детей-инвалидов Ленинградской области составляет 42,5%.

 Учитывая, уровень обеспеченности объектами социального обслуживания, необходимостью внедрения единых социальных стандартов и структуру населения Ленинградской области считаем необходимым развивать следующие приоритетные направления развития системы социального обслуживания:

1.   Развитие сети социального обслуживания;

 

Развитие сети социального обслуживания должно быть  направлено на предоставление оптимальных форм и видов социального обслуживания всем категориям граждан, максимальное приближение деятельности организаций социального обслуживания к реальным нуждам населения области.

Основными задачами развития сети социального обслуживания населения области сегодня являются:

- обеспечение качества

- и доступности государственных услуг социального обслуживания, соответствующих современным потребностям общества и каждого гражданина;

- адресность предоставляемых социальных услуг;

В целях развития современных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста  предусмотрено открытие

- государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Ленинградской области «Геронтологический центр Ленинградской области»  и отделений муниципальных учреждений  социального обслуживания.

Основной задачей муниципальных учреждений является продление пребывания граждан пожилого возраста в привычных для них домашних условиях.

В следующем году в рамках реализации госпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области», запланировано внедрение такой  стационарозаменяющей технологии, как «Служба сиделок».

Считаем также необходимым, активизировать работу отделений социальной реабилитации для инвалидов, сделав акцент на повышении уровня качества реабилитационных услуг и усилении эффекта реабилитации.

Корректировки требует и организация работы стационарных отделений временного пребывания муниципальных организаций социального обслуживания.

 С учетом потребности населения, в социальных услугах в следующем году мы планируем стационарные отделения (с временным пребыванием) учреждений перевести в формат социальной гостиницы.

Еще одна форма социального обслуживания, которая не представлена в системе области, но имеет большой потенциал развития – это социальные жилые дома. Одна из наших задач на перспективу – открытие социального дома.

Сегодня в Ленинградской области не в полном объеме реализовано право на получение реабилитационных услуг детьми-инвалидами. Связано это с неразвитостью территориальных структур оказания реабилитационных услуг и специально подготовленных кадров.

В целях повышения социальной защищенности этих семей считаем необходимым создать областной Реабилитационный центр для детей-инвалидов Ленинградской области.

Также, учитывая специфику заболеваний детей-инвалидов, особый подход к социальной реабилитации таких детей, а также доступность получения  социальных услуг планируется открытие 6 пилотных площадок на базе муниципальных учреждениях социального обслуживания.

Для удовлетворения потребности маломобильных семей с детьми-инвалидами будет продолжено развитие социальных услуг, предоставляемых детям-инвалидам на дому.

Основная задача государственных учреждений повышение доступности социальных услуг за счет развития сети государственных учреждений и ликвидация очереди к 2018 году.

Развитие сети государственных учреждений планируется за счет открытия новых площадок на базе высвобождающихся помещений учреждений здравоохранения и образования.

Кроме того, повышение эффективности госучреждений за счет изменения типа учреждений для привлечения внебюджетных источников финансирования, а также передачи несвойственных функций на аутсоринг.

Отдельно хочу остановиться на развитие рынка социальных услуг частного негосударственного сектора.

Привлечение негосударственных организаций к оказанию социальных услуг позволило частично уже сегодня решить ряд стоящих перед отраслью проблем.

Уверена, что участие негосударственных организаций в оказании социальных услуг позволит создать конкурентную среду и будет способствовать повышению качества социальных услуг.

Сегодня в Ленинградской области 5 негосударственных организаций оказывают социальные услуги жителям Ленинградской области. Всего получателей 424 человек.

В тоже время понимаем, что развитие рынка социальных услуг не достаточно.

2.                   Развитие системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.

 Сегодня нельзя оставить без внимания такую категорию детей, как дети, оставшиеся без попечения родителей.

Сегодня недостаточно эффективно проводится работа по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия и социального сиротства. Это обусловлено узкопрофильным подходом к решению проблем семей, ведомственной ограниченностью и межведомственной разобщенностью.

Кроме несовершеннолетних в пристальном внимании социальных служб нуждаются их родители.

  Создание службы участковых социальных работников позволит на ранних стадиях оказывать адресную социальную помощь  родителям несовершеннолетних.

Новым в работе организаций социального обслуживания стало внедрение, в соответствии с требованиями федерального закона № 442-ФЗ  социального сопровождения - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

Комитетом в рамках эксперимента было принято решение об апробации социального сопровождения семей с детьми, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

Социальное сопровождение осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия (организаций здравоохранения, образовательных учреждений,  представители общественных организаций, волонтеры и иные субъекты системы профилактики безнадзорности).

В 2016 году планируется расширить категории получателей социального сопровождения.

К сожалению, сегодня актуальным остается вопрос насилия в семье. В области нет специализированного кризисного центра помощи гражданам, пострадавшим от жестокого обращения. Наличие двух «кризисных» отделений не в полном объеме обеспечивает данную потребность. Необходимо продолжить работу по открытию кризисных отделений в муниципальных учреждениях социального обслуживания.

Необходимо проработать вопрос по предоставлению социальных услуг (услуг социальных гостиниц) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не достигших возраста двадцати трех лет и завершивших пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого мы планируем открыть социальные гостиницы при муниципальных учреждениях социального обслуживания.

3.    Внедрение современных информационных технологий в организации социального обслуживания

 

Сегодня начата работа над социальным регистром населения, который представляет собой центральную базу данных, взаимодействующую в автоматическом режиме в реальном времени непрерывно и круглосуточно через систему каналов связи с широким спектром организаций поставщиков и получателей информации.

Внедряется новая автоматизированная информационная система «Социальные услуги», в которой будет реализован реестр поставщиков социальных услуг, регистр получателей социальных услуг с возможностью заполнения его поставщиками социальных услуг, возможность получения аналитической и отчетной информации в автоматизированном режиме и т.д.

Так же ведется работа по созданию карты доступности Ленинградской области.

 

4.  Внедрение  в работу организаций социального обслуживания Ленинградской области профессиональных стандартов.

 

Одной из составляющих качества оказания услуг является профессиональная подготовка специалистов, оказывающих социальные услуги.

Сегодня на федеральном уровне утверждены профессиональные стандарты, предъявляющие особые требования к уровню квалификации и профессиональной подготовки.

В целях внедрения профессиональных стандартов в организации социального обслуживания Ленинградской области комитетом запланировано мероприятия и средства, направленные  на обучение и переподготовку работников социальной службы.

Сегодня в Ленинградской области в сфере социального обслуживания трудятся 726 социальных работников.

Численность населения, получающие социальные услуги социальными работниками составляет 8159 человек.

С целью  выявления и поддержки высокопрофессиональных кадров, воспитание на их примере молодых специалистов и формирование общественного мнения о престижности работы в сфере социального обслуживания в 2016 году состоится региональный конкурс «Лучший работник учреждения социального обслуживания".

В соответствии с  поручениями Президента Российской Федерации  (от 21 июля 2015 года  № Пр-1441), одно из важнейших направлений развития социальной сферы - обеспечение  доступности социальных услуг.

Задачу по приближению социальных услуг к населению мы планируем решить путем усиления работы по выявлению нуждающихся граждан: целенаправленной работы по информированию граждан, организации в сельских местности дворовых обходов,  постоянной разъяснительной работы на сайтах органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, поставщиков социальных услуг, а также привлечении к такой работе средств массовой информации (радио, газеты, телевидения) и сети интернет.

Для решения задач поставленных в моем докладе назрело необходимость разработки концепции развития социального обслуживания в Ленинградской области, которая определит наши приоритеты на ближайшее время.

Подводя итоги, можно сказать, что наша отрасль является чрезвычайно востребованной и значимой. Социальную защиту можно рассматривать как действенное средство нивелирования напряженности в обществе, эффективность которого напрямую зависит от способности власти оперативно реагировать на колебания социально-экономического положения.

Огромное спасибо за Ваш труд, который заслуживает самого высокого уважения.

Желаю всем участникам Форума найти среди многообразия тем и докладов то, что будет им интересно и полезно; надеюсь, что работа на секциях будет сопровождаться плодотворной и конструктивной дискуссией. Успешной нам работы на Форуме и в повседневном труде!

Презентация (скачать)

Обновлено 12.01.2021